Что Библия говорит о Пасхе

Праздник Пасхи своими корнями уходит далеко в прошлое еврейского народа — те времена, когда они находились в египетском рабстве, Бог произвёл суд над Египтом и вывел Свой народ. Перед началом десятой казни над Египтом Господь дал повеление еврейскому народу о празднике Пасхи. Это был величайший из ветхозаветных праздников (Исх. 13:3-16; Втор. 16:1-8 — здесь и далее указаны места Писания). Закон Моисея запрещал во время праздника Пасхи употреблять в пищу квасное (Исх. 13:3; 23:15), поэтому Пасха называлась также «праздником опресноков» (Иез. 45:21; Ин. 12:1).


 

«И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исход 12:21-23)».

Этот спасительный, пасхальный агнец считается в христианстве прообразом Иисуса Христа, а кровь агнца на косяках дверей являлась свидетельством того, что чья-то жизнь отдана взамен живущих в этом доме.

«Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1-е Коринфянам 5:7)».

Праздник Воскресения Христова носит ветхозаветное название «Пасха» не только потому, что Воскресение Иисуса хронологически совпало с иудейской Пасхой, но, прежде всего, из-за того, что спасение евреев от египетского рабства является для христиан рообразом спасения людей от рабства греху и смерти.

Воскресение Христово — суть христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», — обращается к христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времён славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа.

Афиняне с интересом слушали апостола Павла до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении Иисуса Христа. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о воскресении Иисуса Христа показался им нелепостью. Но в проповеди Павла главным было именно то, что Христос воскрес из мёртвых! Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привёл к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения: «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним! (1 Фес. 4:14).

Христос воскрес на второй день после иудейской Пасхи — праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой — радостью освобождения от рабства смерти. «Слово “Пасха”, — пишет Амвросий Медиоланский, — означает “прехождение”. Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви — в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной — в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам “власть быть чадами Божиими” (Ин. 1:12)» .

Значение воскресения Иисуса Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников — Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Иисус Христос победил смерть, за трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь приветствовал всех словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет.

Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» — благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос воскрес!», и она же отзывается в нём главными словами его жизни: «Воистину воскрес!»

Предыстория празднования Пасхи

Праздники в честь воскресения божества существовали задолго до христианства. В канун апреля в Древнем Египте устраивались торжества в честь Осириса. Недруги растерзали мирно дремавшего бога, а его жена Изида по кусочкам восстанавливала усопшего мужа.

Древние греки почитали богиню плодородия Деметру . Праздник считался исключительно женским, и мужчинам не разрешалось присутствовать на торжественных собраниях.

Древние славяне также праздновали Великдень. Это торжество было самым тесным образом связано с началом весны и пробуждением всего живого. Истосковавшийся по теплу народ, с наслаждением чествовал Царь-девицу (ипостась Весны) и с нетерпением ожидал ее слияния с самим Солнцем… При этом не забывали и упокоившихся предков — на заре народ шел на кладбище и делил с усопшими традиционные яства.

Обряды праздника были незамысловаты. Ими люди стремились пробудить к жизни все живое, вспахивая и орошая водой землю. По окончании торжественного мероприятия селянки и селяне возвращались домой. Там они накрывали столы, доставали пасхальные куличи, расписанные яйца и мед. Пир начинался с битв на яйцах — нетреснувшее сулило исполнение всех желаний.


Когда заканчивалась трапеза, народ с отправлялся играть во всевозможные игры. Люди восторженно прыгали через костер, водили хороводы, окатывали друг друга водой, играли в горелки и кегли. Кегли, кстати, были округлыми, потому и ценилась эта игра больше остальных.


В тот период времени (как, впрочем, и теперь) яйцо символизировало солнце, а также — окружающий мир, внутри которого таится великая жизненная сила.


После крещения Руси празднование Великодня не прекратилось, несмотря на то, что место Царь-девицы заняло новое божество. Ритуалы, традиции и обычаи празднования остались похожими…

Новозаветная христианская Пасха


В период установления христианской Пасхи обычаи дополнились всенощной службой, а также — крестным ходом и, естественно, — новым смыслом. Теперь Пасха отождествлялась с праздником победы жизни над смертью.


Прежде новозаветная Пасха считалась почитанием смерти Спасителя (тогда — приблизительно во II веке — чин празднества устанавливался христианской Церковью). Когда же — в 325 году — состоялся первый Вселенский собор христианских церквей, было решено отмечать православный праздник позже еврейского. Также собор постановил, что Пасха непременно должна праздноваться в первый воскресный день, который следовал за первым полнолунием по окончании весеннего равноденствия. Именно поэтому дата Пасхи получилась «кочующей». Ежегодно пасхальный день выпадает на разное время — с 22 марта по 25 апреля (по старому стилю).


Прошло еще много времени, прежде чем (в V веке) были упорядочены обычаи, обряды и пасхальные каноны, а также — четко разработаны правила празднования Великого Дня.

 

{module Советуем также подписаться}

 

{module ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ}

 

{module ДИРЕКТ В СЕРЕДИНЕ ТЕКСТА}

 

{module СОЦСЕТИ}

 

{module ГОЛОСОВАНИЕ}