Анимация (animation) — производное от латинского «anima» — душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно — «размножение»). Искусство анимации, как это ни парадоксально, старше самого кино, которое во многом именно ей обязано своим рождением.  С древних времен, возможно начиная с китайского театра теней и до волшебного фонаря XVII в., предпринимались попытки «оживить» изображение.

 


 

Сегодня современных детей очень трудно удивить мультфильмами. Их великое множество и они изобилуют различными спецэффектами. Спросите у любого ребенка смотрел ли он такие мультфильмы — Снежная Королева, Мадагаскар 3, Иван Царевич и Жар-птица, Пираты: Банда неудачников, Губка Боб Квадратные Штаны, этот мультфильм кстати можно скачать и посмотреть здесь:http://multgubkabob.ru/ и он вам ответит, что уже смотрел. Мы так привыкли к мультикам, что и не задумываемся, как же они появились. Давайте обратимся к истории и узнаем кто придумал мультфильмы.

Как появились мультфильмы

70-е годы до н.э. — Римский поэт и философ Лукреций в трактате «О природе вещей» описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков.

Х-ХI вв. — Первые упоминания о китайском театре теней — типе зрелища, визуально близком будущему анимационному фильму.
XV в. — Появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.

В середина XVII в.(1646 г.) — иезуитский монах Атанасиус Киршер дал первое описание устройства сконструированного им «волшебного фонаря» — прибора, который высвечивал изображение на прозрачном стекле. С XVII века в бродячих театрах по всей Европе проводились такие представления.

С этого времени техника проецирования быстро продвигалась вперед и поэтому соединить стробоскоп с «волшебным» (проекционным) фонарем не представляло большого труда.

В XIX в. было доказано, что изображение остается на сетчатке глаза еще доли секунды после того, как глаз перестал воспринимать сам объект. Так принцип мультипликации был найден  примерно за полвека до изобретения кинематографа бельгийским физиком Жозефом Плато, который в 1832 году сконструировал специальный прибор — «фенакистископ» (Название это происходит от греческого слова «фенакс» — обманщик и корня «скоп» — смотреть. Показывая серию быстро сменяющихся неподвижных изображений, фенакистископ создавал у смотрящего иллюзию движущегося, изменяющегося изображения), позволяющий простым вращательным способом получать иллюзию движения нарисованных фигурок.

Как появились мультфильмы

На протяжении XIX века шли интенсивные поиски выражения оптической иллюзии движения. Словно грибы после дождя, появлялись все более и более сложные приборы и игрушки, которые должны были достичь этой цели. Вот те из них, которые достойны внимания.
1831
Фенакистоскоп (а в последствии — фантоскоп) бельгийского физика Иозефа Антуана Плато (1801-1883) состоял из двух дисков, вращавшихся на одной оси. Через отверстия в первом из них просматривались рисунки на втором.
1832
Тот же принцип был положен венским профессором Симоном фон Штампефером в основу стробоскопа. Эффект видимого движения при смене неподвижных Изображений, сделанных на внутреннем диске, стал называться стробоскопическим эффектом.
1834
Зоотроп, в котором, подобно стробоскопу, двигались наклеенные на ленту рисунки, был сконструирован англичанином Уильямом Джорджем Хорнером. Впрочем, в оригинале аппарат Хорнера назывался «дедалеум» (в честь Дедала, который, по преданию, создал движущиеся картины людей и животных), и лишь последующие варианты этого аппарата (в частности, аппарат, который сконструировал в 1860 году француз Дезвинь, и аналогичный аппарат американца Уильяма Е. Линкольна) закрепили за всеми подобными устройствами название «зоотропа».
1853
Австриец барон фон Ухациус, сконструировав стробоскоп, в котором изображения помещались на стеклянном диске и освещались масляной лампой, впервые Спроецировал их на экран.
1861
Кинематоскоп американца Колмана Селлерса представлял серию наклеенных На барабан фотографий, сменявших друг друга перед глазами зрителя.
1877
Праксиноскоп — приспособление для рассматривания рисунков, нанесенных на бумажную ленту, прикрепленную к вращающемуся барабану. Изображение отражалось в зеркальце. Через два года конструктор этого прибора, француз Эмиль Рейно, усовершенствовал его так, чтобы изображение можно было проецировать на экран.
1880
Зоотроп Эдуарда Мэйбриджа высвечивал на экране «фотографии животных в движении».
1885
Мутоскоп Германа Кастлера — прибор с барабаном, в котором помещалась тысяча (и больше) рисунков. Зрители садились вокруг барабана и рассматривали рисунки через специальные очки.
До момента первой публичной проекции фильмов братьями Люмьер (1895), да и после этого, появилось очень много подобных приборов. Среди их конструкторов были Рейландер, Угатиус, Гудвин, Ньепс, Дагерр, Скотт Арчер, Эдисон. К провозвестникам анимации можно с уверенностью отнести Жоржа Мельеса. Он запатентовал ряд кинематографических приборов, которые позволяли делать задержки, замедления, ускорения, накладывание изображений одно на другое.
Тем временем — главным образом в американской и французской печатной периодике — быстро развиваются жанры сатирической иллюстрации и комикса. Имен но они стали неиссякаемым источником — и тематическим, и пластическим — для анимации.

Как появились мультфильмы

В 1834 г. английский математик Вильям Горнер усовершенствовал этот прибор, наименовав его «зоотропом». В середине XIX века этот прибор под названием «стробоскоп» получил широкое распространение как техническая игрушка. По существу это было рождением мультипликации в самой примитивной форме.
Для того чтобы получить в стробоскопе или на киноэкране нужное движение, художнику приходится изготовлять (множить) большое количество рисунков, раскладывающих то или иное движение на составляющие его элементы. «Стробоскопом» был назван картонный барабан, насаженный на ось. На внутренней стороне этого барабана на бумажной ленте находилась серия рисунков (обычно их было от восьми до двенадцати), иллюстрирующих последовательные фазы движения человека или животного, совершающего определенное действие, например: бег страуса, ходьбу слона, скачку лошади, прыжки ребенка со скакалкой и т.п. Каждый последующий рисунок немного отличался от предыдущего тем, что он воспроизводил новый момент движения; последний рисунок каждого цикла являлся как бы замыкающим по отношению к первому рисунку. Вставив бумажную ленту с рисунками в барабан с узкими, продолговатыми отверстиями, прорезанными против каждого рисунка, и вращая барабан вокруг оси, зритель видел быструю последовательную смену рисунков, которая создавала полную иллюзию их движения.
В 1877 г. француз Эмиль Рейно, заимствовав вращательный барабан зоотропа Горнера и усовершенствовав зеркальную систему фенакистископа Жозефа Плато, создал новый, более совершенный прибор, назвав его «праксиноскопом» Рейно. В 1880 г., соединив свой праксиноокоп с проекционным фонарем, он с большим успехом демонстрировал свои рисунки на экране. Но это еще не было искусством мультипликации. И только когда Эмилю Рейно пришла идея заменить в ленте барабана цикловые рисунки, которые воспроизводили одно и то же движение, начиная и замыкая его, более длинными лентами, на которых в последовательных рисунках разыгрывались занимательные сюжеты маленьких смешных пьесок, буффонады, и пантомимы, тогда он действительно создал искусство мультипликации, искусство «одушевленного рисунка», придав ему форму спектакля.

Как появились мультфильмы

В 1911 под руководством Блектона мультипликатор Уинзор Мак-Кей создал фильм Маленький Немо по газетному комиксу. Но как искусство мультипликация утвердилась после фильма Мак-Кея «Динозавр Герти» (1914). Герти танцевала на экране, выворачивала с корнем деревья, удерживала на носу мяч.
Главным препятствием на пути к коммерческому успеху мультипликации была высокая трудоемкость процесса создания фильмов. Для сокращения расходов было применено несколько технических изобретений. В 1913 Э.Херд и Дж.Р.Брей разработали принципы рисования на целлулоидной пленке, в 1914 Р.Барр усовершенствовал систему точного позиционирования рисунков перед камерой при помощи крючков (шпилек). В 1917 Флейшер разработал «ротоскоп», позволяющий применять для использования в анимации съемки живых актеров.


1913
Кот Феликс
Американец Джон Рэндольф Брэй в фильме «Сон худож-ника» («Тhe Artist’s Dream») впервые применил упрощенную анимационную технологию: на статичный, неизменный рису-нок накладывались клише с меняющимися, подвижными эле-ментами. Это был первый шаг по направлению к механизации аниматорского труда. В 1914 году Брэй начал серию «Полков-ник Враль» («Сolonel Heeza Liar»), в которой впервые появился постоянный персонаж с определенными внешними особеннос-тями и чертами характера. Впоследствии Джон Р. Брэй запа-тентовал все известные к тому времени виды анимационной техники, подписал контракт с фирмами «Парамаунт» и «Голдин», создал студийную систему производства анимационных фильмов. С 1915 года объсдинение «Вray-Наrd Рrocess Соmpany» выпустило знаменитые серии: «Безумный Кит», «Джерри на работе» («Сrazy Cat», «Jerry on the Job>>); все они имели один источ-ник-печатавшиеся в прессе рисованные истории.
В это же время были начаты серии с постоянными персонажами: «Кот Феликс» («Felix the Cat», Отто Месмер) и «Коко-клоун» («Коко the Clown»), которая в 1921 году превратилась в серию «Из чернильницы» («Оut of the Inkwell», Макс и Дэйв Флейшер). Эта последняя серия неизменно начиналась с эпизода «живой руки художника», кото-рая извлекала из чернильницы Коко, получившего небывалую популярность. Рисован-ные эпизоды здесь чередовались с игровыми. Австрийцы по происхождению, братья Флейшер были блестящими карикатуристами. Они работали для студии «Парамаунт», где и создали двух очень популярных персонажей-пучеглазого морячка Попая и девочку-вамп Бетти Буп. 6 декабря 1915 года братья запатентовали ротоскоп-прибор, позволявший аниматорам раскладывать на фазы движения реальных людей из демон-стрированного фильма; это были поиски большего анимационного правдоподобия. Братья делали также просветительские фильмы (например, четырехчастный фильм с анимационными эпизодами о теории вероятности Эйнштейна, 1921). Долгое время они конкурировали с Уолтом Диснеем, хотя их фильмы всегда были адресованы более взрослой аудитории, чем та, к которой обращался Дисней. В 1941-1943 годах Флейшеры перенесли на экран приключения Супермена из комикса Сигела Шустера.

Как появились мультфильмы

В России Владислав Старевич, родоначальник объемной мультипликации, начи-нает в фирме Ханжонкова работу над первым объемно-мультипликационным фильмом «Развитие головастика», осуществляя в воде покадровую съемку живых головастиков. Этот год можно считать годом рождения русской анимации.
1912
Открытие первой студии кукольных фильмов в России.
Премьера анимационного фильма Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», в котором в качестве персонажей он использовал препарированных насекомых, добившись необыкновенной правдоподобности их движений. В тот же год выходит лента «Месть кинематографического оператора», в которой также действуют «очеловеченные» насекомые. Два года спустя в Санкт-Петербурге со-стоялась премьера его фильма «Стрекоза и муравей». Возможно, Старевич был пер-вым, кто совместил графическую мультипликацию с натурным изображением в фильме «Ночь перед Рождеством» (1913) с Иваном Мозжухиным в главной роли, а в 1914 году он снял сюжетный графический мультфильм «Петух и Пегас»-юмо-ристическую сценку, рисовавшую борьбу двух основных конкурентов на русском кинематографическом рынке: Ханжонкова ( фабричная марка Пегас) и Патэ (галль-ский петух). В 1919 году Старевич эмигрировал во Францию и там работал над кукольными анимационными фильмами. С 1923 по 1950 год он сделал более два-дцати таких фильмов. Наиболее значительные из них-«Голос соловья» («La voix du rossignol», 1923) и «Роман о Лисе»/»Рейнеке-лис» («Roman du Renard», 1930-1938) по средневековому французскому эпосу ХII-ХIII веков и стихотворной сказке Гёте.

Как появились мультфильмы

Пионером русской мультипликации считается художник и оператор Владислав Александрович Старевич, который в 1910-х годах в киноателье А.А.Ханжонкова разработал особую художественную технику и прием)-для постановки и съемки объемно кукольной мультипликации, сохранившуюся в своих основных чертах и по настоящее время. Им были созданы в России первые в мире объемно-мультипликационные фильмы. Так, в 1912 г. В.А.Старевич выпустил пародийные мультипликационные фильмы «Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами» и другой под названием «Авиационная неделя насекомых».

В этих фильмах участвовали специально разработанные В.А.Старевичем куклы различных насекомых, которые на основе мягкой проволочной конструкции могли перемещаться, видоизменять свою форму, принимать различные позы и производить разнообразные движения.
Старевич старался найти в поведении своих персонажей такие характеристики, которые приближали бы их к людям. Его куклы совершали характерные действия, в процессе которых стремились показать человеческие чувства, донося до зрителей своим поведением и поступками идею, содержание и сюжет фильма.
В 1913 г. В.А.Старевич создает мультипликационный фильм: «Стрекоза и муравей». Это произведение, сделанное по известной басне Крылова, имело огромный успех и принесло ему мировую известность. Фильм «Стрекоза и муравей» разошелся в количестве 140 копий, что для кинематографии того времени было невероятным явлением.

Как появились мультфильмы

Помимо кукольной мультипликации, В.А.Старевич первый из кинематографистов России занимался и рисованной мультипликацией. В 1913 г. он делает мультипликационную вставку в фильм «Ночь перед рождеством» по повести Н.В.Гоголя. Эту мультипликацию, сделанную методом силуэтного рисунка, автору данной книги удалось увидеть в детстве. В ней было показано, как Черт и Солоха вылетают на метле из трубы хаты, путешествуют по звездному небу, крадут месяц и возвращаются домой.
Американские фирмы несколько раз предлагали Старевичу продать секрет конструкции его кукол и перейти к ним работать, но он категорически отвергал эти предложения.
В развитии русского мультипликационного искусства В.А.Старевич сыграл примерно такую же, если не большую, роль, какую в свое время в иностранной мультипликации сыграл французский художник Эмиль Коль. В.А.Старевич пытался работать и в области графической мультипликации.
Однако попытки первого русского мультипликатора, как и дальнейшие работы русских художников Н.Баклина и А.Бушкина в области графической мультипликации, не нашли соответствующей поддержки у предпринимателей, в руках которых была сосредоточена наша дореволюционная кинематография.

Как появились мультфильмы

Мультфильмы играют важную роль в формировании личности. Личности, которая в дальнейшем должна будет приспосабливаться к жизни в обществе. Мультфильм это своеобразное детское кино. И это достаточно мощный рычаг в формировании личности.

У американских и российских мультфильмов разная идеология. Наша мультипликация никогда не была коммерческим делом, и авторы могли себе позволить создавать шедевры на основе традиций русской сказки и даже классической русской литературы. Сказка по своей природе метафорична, она заставляет задуматься. Цепляясь за метафоры, ребенок достраивает свой мир, а для этого необходимо включить определенную часть мозга. Кроме того, сказка дает ребенку ответы на многие вопросы. Как и в большой литературе. В книгах Достоевского или Гоголя возникает целое образное пространство. Получается, что писатель пишет только половину книги, остальное читатель додумывает сам и в результате такого соавторства развивается. То же самое происходит с мультфильмами. Дисней же преподносит готовый продукт. В западной мультипликации, для того чтобы продать товар, эксплуатируется психологическая бессознательная идея. Чаще всего это страх, насилие. Страх у человека вызвать технически легче, чем какие-нибудь добрые чувства, например радость. С этой точки зрения многие диснеевские мультфильмы представляются мне вредными.